Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Решаем вместе

Исторический экскурс Осуществление федерального государственного земельного надзора

26.12.2021

Появление надзора за использованием и охраной
земель неразрывно связано с возникновением русского государства в IX веке. Для
содержания армии нужны были средства, поступающие в казну, в том числе, от
сборов налогов. Поэтому государству требовались сведения о землевладельцах.

         С
развитием земельных отношений, желанием землевладельцев укрепить свои права,
появились писцовые книги, в которых фиксировались размеры владений, качество
земель, количество крестьянских дворов и другая информация. При этом
существовали трудности с установлением границ земельных участков. В конце XVII
века изданы законы, регулирующие процедуру межевания земель.

         В
ходе реформ, проводимых Петром I, при межевании начали использовать
измерительные инструменты, ведение земельного кадастра стало государственно
важным направлением.В период правления Екатерины Великой геодезия стала
прикладной наукой, в училище, размещенном в Кремле, начали готовить
специалистов по землеустройству.

         На
законодательном уровне институт государственного надзора за использованием
земель в России появился в период крестьянской реформы 1861 года.

         В
дореволюционной России сведения о землях и их владельцах заносились в
поземельные книги (публичный реестр, включающий сведения о земельных участках и
вещных правах на них) и межевые книги (документы, содержащие детальную
информацию о размерах и границах земельных владений). В этот период у
собственника упростилась возможность отстаивать свои права на землю в суде.

         После
Октябрьской революции земля стала принадлежать государству, регистрация прав
потеряла актуальность, но кадастр продолжали вести, в него заносились сведения
о пользователях земли.

         В
соответствии с Земельным кодексом РСФСР, принятым 30 октября 1922 года,
государственное управление земельными ресурсами подразумевало распоряжение,
учет и охрану земель, контроль за их использованием. Однако в качестве
отдельной государственной функции земельный надзор все еще не существовал.

         Позже,
в 70-80-е годы прошлого столетия, в СССР управлением и охраной природы
занимались 18 различных министерств и ведомств, а функции контроля за
состоянием земельных ресурсов совмещались с функциями их эксплуатации и
использования.

         С
конца 80-х годов XX века органы управления в этой области неоднократно
реорганизовывались, а постоянные экономические преобразования отодвинули проблемы
рационального использования земельных ресурсов.

         Истоки,
предопределившие развитие государственногоземельного надзора как вида
деятельности государственныхорганов власти, были определены в период
законодательныхреформ 90-х годов XX века.

         Государственный
земельный контроль как функцию вразные годы исполняли: Комитет по земельной
реформе иземельным ресурсам, Государственный комитет РоссийскойФедерации по
земельным ресурсам и землеустройству,Государственный земельный комитет
Российской Федерации,Государственный комитет Российской Федерации по
земельнойполитике, Комитет Российской Федерации по земельнымресурсам и
землеустройству, Министерство по земельнойполитике, строительству и ЖКХ,
Федеральная служба земельного кадастра России.

         После принятия Земельного кодекса в2001 году было принято положение о
государственномземельном контроле от 19 ноября 2002 года № 833,
которымполномочия по осуществлению земельного контроля былизакреплены за
Федеральной службой земельного кадастраРоссии, реорганизованное позднее вФедеральное агентство кадастра объектов недвижимости
(Роснедвижимость).

         В
ноябре 2009 года Роснедвижимость, Роскартография и Росрегистрация
были объединены в Росреестр — Федеральную службу государственной регистрации,
кадастра и картографии, который в настоящее время и осуществляет государственный
земельный надзор.

         Предмет
земельного надзора — соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований
к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых
законодательством Российской Федерации предусмотрена административная
ответственность, соблюдение обязательных требований земельного законодательства
при осуществлении органами государственной власти и органами местного
самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений,
находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Галерея

Посмотреть всю галерею

Видео